egil_belshevic (egil_belshevic) wrote,
egil_belshevic
egil_belshevic

Category:

История бывает похлеще фантазий

Некоторые из нас в детстве читали "Графа Монте-Кристо" и, вероятно, припоминают отца прекрасной гречанки Гайде, дочь Али-Тебелина, паши янинского. Но мы знакомы с ним только по описаниям Дюма от имени его дочери о том, как она играла с его бородой, пока тот невозмутимо решал жизни и смерти, да фильмам по мотивам того же автора , в коих он предстаёт пред нами самим что ни есть положительным персонажем, впавшим в немилость сультана и преданным французским офицером. Однако в возрасте чтения "Монте-Кристо" мне попался восьмитомник "История XIX века" французских авторов (изданный в Москве в 1938 в более 100 тыс. екз.; не думаю, что даже в 10 раз меньшим тиражом его посмели бы издать при Брежневе). Среди прочего, в нём немало сказано и о Али из Тепелена, паше Янинском.
Родился Али в 1741. в "Тепеделене на Воюссе", что нетрудно по карте идентифицировать с нынешним мелким албанским райцентром Тепеленой. Это владение было пожаловано его предкам сультаном, но в Турции всякое наследственное владение было твоим, лишь если ты мог силой его защищать от претендентов. Лишившись отца, а после схватки с бератским пашой и земель, Али с матерью и сестрой шлялся вокруг, пока его родственницы не были захвачены жителями пары городков и долгое время подвергались унижениями, пока не выкупились или сбежали.
После многолетних бедствий Али случайным нападением удалось вернуть себе Тепелену и вырезать врагов. Он поступил на службу к другому паше, втерся к нему в доверие и тем временем добился у дивана (то бишь правительства турецкого) его казни. Отличившись в войне с австрийцами, Али в 1788 получает "Трикальский пашалык и звание инспектора дорог Румелии" - видимо, в тогдашней Турции это звание было столь же доходным, как и звание гаишника потом в некоей другой стране. Но особо рвался Али в Янину, пашалык в самом сердце Албании (ныне Иоаннина в Греции). В городе шла борьба партий; Али привлек в свою сторону граждан и осуществил аншлюс, вынудив правительство, ранее запретившего ему вмешиваться в Янину, признать свершившийся факт. Так же он захватил следующий пашалык, причём вырезал всех жителей в городках, где обидели его родственниц. Теперь он хотел захватить Берат, но местного пашу поддержали тамошние сулиоты - албанцы-христиане. В 1790. те отправили делегацию к Екатерине 2. просить покровительства и боеприпасов и были благосклонно приняты. Разумеется, верноподданный Али не мог терпеть таких мятежников у себя под боком, заручился поддержкой Порты (исключения ради - до операции, а не после) и пошёл на них в 1792., однако сулиоты разбили его вчетверо меньшими силами и потопили часть его войска в реке Ахерон. Али пришлось это проглотить. В 1797. он вступил в контакт с французами, перенявшими венецианские крепости в Далмации и Албании. Обе стороны демонстрируют дружелюбие, Али расхаживает с трёхцветной кокардой республиканца и восхищается Декларацией прав человека made in France. Понятно, долго такую комедию вести Али не способен. Вскоре он атакует французские крепости на побережье, причём в своём любимом стиле вырезывает население. "...все фантастические замыслы Бонапарта относительно Востока рассыпались в прах; Турция или, вернее сказать, Али-паша янинский захватил большинство французских крепостей в Албании...". Получив по зубам даже не от турков, а от ополчения албанского же паши (гречанкой Гайде названа лишь из-за положительного имиджа греков во время писания книги), Наполеон искал мира и в 1802. году заключил его, возвращая Турции Египет, подтверждая нераздельность Оттоманской Империи и "признание Республики семи островов" - убейте не знаю, где такая, хотя вообще тот район островами переполнен хуже Полинезии. (упд. - это окрестности Корфу.) После чего Али обявляет джихад против сулиотов, религиозными лозунгами заставляет присоединиться к нему даже бератского пашу. Военные действия ограничиваются блокадой, причём сулиотам удаётся часть женщин отправить на Ионические острова. Сулиоты держатся три года, после чего получают "почётную капитуляцию" с правом уйти куда угодно. Они уходят тремя отрядами, одному из них удаётся спастись. Остальные два погибают при нападениях солдат Али, причём женхины и дети предпочитают бросаться в пропасть, видимо, знакомые с манерами паши. После этого Али свои силы бросает против греков. Он пытается захватить один из островов, но его отбивают совместные силы жителей, соседних пиратов и отряды сухопутных разбойников с материка. К этому моменту против него уже объединяются все окрестности, понимая, что местные драчки теряют смысл, уже обсуждается всегреческое восстание, которое можно бы начать наступлением на Али. После Тильзитского мира Али почувствовал себя в анальном проходе и попытался снова подружиться со ставшими слишком сильными французами, но Наполеон велел передать, что не желает больше ничего об Али слышать. Али потом жаловался: "Если Бонапарт гонит меня в дверь, я войду в окно. Я хочу умереть его слугой." Вскоре именно Али имел честь уничтожить отряд фессалийца Блахаваса, который с вершины горы Олимпа призывал эллинов к всенародному восстанию против турок. Помимо прочих дел, он взял и Берат и вообще всю Албанию. Именно власть Али объединила до того беспощадно враждовавших между собою албанских племён, и этот человек имеет полное право считаться основоположником государства Албания. Но планы Али не ограничивались этим. Али, едва знавший турецкий язык, желал покончить с вырождающейся властью турок в Царьграде и передать власть над Оттоманской Империей новой - свежей и решительной народности, народу албанцев. Совершенно нерелигиозный, он объявлял джихады против христиан, попутно истребляя всех явно лишних (для него) мусульман. Воюющие с ним греки отчаивались, что он - не из них. Но тот хаос, что он внёс в окружающие турецкие области и от которого те так и не успели оправиться, потом был использован греческим восстанием.

Апдейт из Сети: http://www.greekgazeta.ru/archives/nomer09/articles/17.shtml
"На Керкире задолго до описываемых событий, в 1771 г. была учреждена Ложа Великого Востока, принявшая Свет от Веронской ложи в 1782 г. Когда в 1797 г. Семь Островов были захвачены французами, Ложа Керкиры претерпела влияние якобинских революционных идей. Представляется очевидным, что в 1799 г. Ложа откололась от масонского движения и стала «Ложей Любви к Нации» (Филогенос Стоа), поставившей перед собой цель освобождения нации. Революционная «Ложа Любви к Нации» и ее члены скорее всего и были кузницей Греческой революции. Когда в 1811 г. граф Дионисий Ромас возглавил Ложу Керкиры, он вернул ее в лоно мирового масонского движения, связав ее с французским Великим Востоком под названием «Благодеяние — Народолюбие». Сохранение названия «Народолюбие» говорит о том, что и «легализованная» Ложа продолжила дело «подпольной».
В 1797 году Ионические острова, входящие в Венецианскую республику, перешли под власть наполеоновской Франции после захвата Венеции. В 1799 г. Россия и Турция совместными усилиями выбили французов с островов. Под протекторатом России в 1800 г. образовалось первое после падения Константинополя независимое греческое государство — Республика Семи Островов. Великая Идея воссоздания Большой Греции родилась на Семи Островах именно в это время.

Так каков же был план революции?
Главный удар повстанцев был нанесен на Пелопоннесе. Ему предшествовали два отвлекающих маневра. Первый — в Эпире в виде восстания янинского Али-паши, вознамерившегося стать независимым от султана властителем, а второй — в Молдавии и Валахии.
В чем был смысл этих отвлекающих маневров? Для подавления восстания Али-паши было послано войско Пелопоннеса и Румели, причем албанцы воевали то с Али, то с турками. Соответственно, главный удар восстания был нанесен там, где не было сколько-нибудь значительных турецких сил."

Нет, уйду в масоны, там веселее...
Tags: balkany
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments