egil_belshevic (egil_belshevic) wrote,
egil_belshevic
egil_belshevic

Его Сиятельство смотрит лумьерограф

07.12

И.В.Сталин смотрит кино

13.VII.1934 с 21 часа до 1 ч. ночи на 14.VII.1934 г.

(Присутствовали: тт. Молотов, Ворошилов, Куйбышев, Каганович, Жданов, Орджоникидзе и Енукидзе)

Сталин при встрече спросил - как идут дела, что будем смотреть.

Шумяцкий (начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР) ответил, что дела идут: ряд неплохих картин находятся уже на выданье, а смотреть можем "Челюскина" и еще некоторые другие фильмы.

Ворошилов. Есть действительно великолепные фильмы, как о Донбассе("Восстание человека")

Сталин. А дряни подобно "Гармони" не ставите?

Шумяцкий. Не могу поручиться, что все производимые картины будут хорошими. Среди них возможны одиночки - брак. Однако "Гармонь" я считаю не дрянью, а только посредственной фильмой молодого, подающего надежды постановщика.

Ворошилов. Не смягчайте - это пошлая картина, в которой гармонь превращена чуть ли не в основной рычаг классовой борьбы.

Каганович. Да, дрянь и безвкусица изрядная.

Сталин. Нет, а "Гроза", "Любовь Алены", "Сердце Турции" и "Челюскин" - картины настоящие. Научились ребята ставить и актеров заставили хорошо работать.

Сталин. Мы решили вам помочь. В ближайшее время вызовем вас, нужных вам работников, и вы нам скажете, что вам надо, чтобы руководимую вами работу еще более развернуть и двинуть ее по-настоящему. Укажите, какие нужны средства, импорт, какие необходимо построить новые заводы, что дать вам из оборудования, автотранспорта. У вас заводы есть.

Шумяцкий. Заводы у меня есть, но небольшие. А потребность огромна. Надо делать не только производственную аппаратуру, но и проекционную. Ее производство - массовое, и на своих небольших заводах я его ставить не могу.

Сталин. А кто же изготовляет вам ее сейчас?

Шумяцкий. Заводы т. Серго [Орджоникидзе]. Но они из года в год спецзаказами вытесняют ее, сократив количество выпущенных проекционных аппаратов за последнее трехлетие в шесть раз. К тому же над качеством и конструкцией их они не работают и держат нас на аппаратуре морально изношенных моделей.

Сталин. Нет, вам нужно построить свои большие и по последнему слову техники оборудованные заводы. На заводы же Серго нечего рассчитывать. Это дело ему несподручно. Свои вам нужны, свои. Наряду с заводами аппаратуры вам нужно быстро и хорошо строить большие заводы пленки и других предметов кино и фото, им обслуживаемых, полиграфией, изданиями, печатью. Мы вам поможем в этом. Нужны будут средства, оборудование, импорт, бумага - дадим. Дайте ваши обоснованные предложения, продумайте, кого пригласить на этот доклад и подготовку вопроса.

Шумяцкий. Попрошу помочь также людьми. Мы ими особенно бедны.

Сталин. Конечно, раз хотим развивать вашу отрасль, за людьми дело не станет. Обяжем дать любых нужных работников. Одним словом все, что вам надо для создания самостоятельной кинематографии, подготовьте. Никто из наркоматов за вас этого не сделает, не до того им.

Шумяцкий. Подготовлю исчерпывающие требования. Конечно, у всякого своих нужд много. Поэтому я все время боролся за свою механическую, пленочную и сырьевую базу, за поднятие удельного веса кинематографии и фотодела как самостоятельных и широко развитых отраслей.

Сталин. И людей не забудьте, кого надо отметить, поощрить. В связи с развитием вашей работы вижу, что и у вас они имеются.

Шумяцкий. Конечно, имеются, и их не забуду, ибо с ними вытягивал и вытягиваю столь трудное дело.

После этой беседы начали смотреть "Челюскин". Принимали хорошо, реагируя похвалой по адресу Шафрана и монтажера.

И.В.Сталин после просмотра ленты сказал, что впечатление потрясающее. За эти полтора часа снова пережиты все волнения и ожидания, вновь создано ощущение небывалого подъема страны при встрече челюскинцев и летчиков. Дал ряд дополнений и исправлений (прилагается). Спросил, как идет реализация фильма за границей.

Шумяцкий дал нужную справку.

Сталин. За хорошо организованную работу и несомненные улучшения всего кинофотодела мы передаем вам всю выручку валюты с этой картины, чтобы было чем на первых порах подкормиться, купить недостающую и улучшенную производственную аппаратуру и отсутствующие у вас материалы и приборы для улучшения художественного качества картины. Это, конечно, не в счет того, о чем говорили.

Шумяцкий. Принимаю. Обещаю за картину выручить больше, чем предполагали до сих пор.

Куйбышев. Ловко. Как только ему отдали выручку, он увеличивает поступления.

Сталин. А как же, так и должно быть - стимул! Ну, что дальше будем смотреть?

Ворошилов. Давайте картину "Веселые ребята".

Сталин. Что еще за картина?

Ворошилов. А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утесовым и его джазом.

Шумяцкий. Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части.

Сталин. Он нас интригует. Давайте хотя начальные.

Каганович. Но ведь Утесов - безголосый!

Жданов. К тому же он мастак только на блатные песни.

Ворошилов. Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная.

Шумяцкий. Мы его заставили и играть и петь по-настоящему.

Каганович. А как вы это достигли?

Шумяцкий. Рассказал про технические возможности звукового кино.

Сталин. Раз интересно, давайте посмотрим.

Во время просмотра этой части "Веселых ребят" стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы - "Вы такой молодой и уже гений!", "как же можно", "привычка". Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр.

Начали спрашивать, кто снимал и где.

Шумяцкий объяснил.

Каганович. Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика - не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят.

Шумяцкий. Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие.

Сталин. Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах. Но давайте не отвлекаться и еще смотреть картины, такие же интересные картины, как эта. Когда вы покажете полностью и что еще сейчас покажете.

Шумяцкий. Всю картину покажу на днях. Сейчас могу показать новую немую фильму "Пышка".6

Сталин. Не по Мопассану ли?

Шумяцкий. Да.

Сталин. Если хорошо поставлено, то весьма интересно. "Пышка" - хорошее, ярко бичующее мещанство, ханжество произведение Мопассана.

Когда начинался просмотр этой ленты, то И.В. все время рассказывал содержание рассказа Мопассана. В том же месте, где Пышка бьет за приставания демократа и где в ленте нет о том надписи, И.В. рассказал тексты ее реплики и выразил желание, чтобы здесь была дана яркая, поясняющая надпись. О картине он несколько раз сказал: "Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом". Особенно хвалил операторов. Спросил, кто и где ставил.

Когда Шумяцкий сообщил, что снова на Потылихе (Московский кинокомбинат), то Сталин отметил, обращаясь к Л.М.Кагановичу - "Видишь, снова твоя Москва идет впереди. Это неплохо. Картина исключительно интересна. Вообще Мопассан дает своими произведениями для кино много таких же интересных сюжетов".

Жданов. Да, картина исключительно интересная. Жалко, что только не звуковая.

Сталин. Конечно, мы уже привыкли к звуковым. Но ты забываешь, что огромное большинство экранов - немые, а такие картины, как эта, должны показываться массам.

Спросил, сколько делаем звуковых и немых.

Шумяцкий указал на соотношение 1:1 и на вредные тенденции в этом деле, между прочим, на теорийку "немых вариантов".

Сталин. Правильно делает. Нельзя останавливать развитие звуковых, но в то же время надо обязывать продолжать ставить полноценные немые, не являющиеся, как вы говорите, отходом от звуковых.

Ну давайте еще что-нибудь посмотрим.

Шумяцкий показал 17 № звукового журнала, предварив, что не рискует его выпустить, ибо ему сдается, что заснятый в нем сюжет приема в члены Союза писателей по существу может вызывать возражения.

После просмотра И.В., Вяч. Мих., Клем. Еф. и Жданов стали указывать, что прием в Союз по существу проводился не так, как надо. Люди не поняли, что они - общественная организация, которая не может отгораживаться от всех, кто честно работает на писательском поприще.

Шумяцкий указал, что драматургов в кино совершенно не приняли в Союз. Мы не требуем снижения квалификационных требований при их приеме, что мы настаиваем на этом.

Сталин (обращаясь к т. Жданову). Это ведь в твоем ведении. Как же они там так чудачат?

Жданов. Придется, видно, и на этот раз самому вмешаться. Мне самому пришлось свыше 160 заявлений о восстановлении рассмотреть. Займусь и сейчас. Относительно неприема в Союз драматургов кино поступили неправильно. Напишите мне, пересмотрим. Юдин, Кирпотин относятся к делу формально, потакая замкнутости.

Сталин. Конечно, разберись, и дай возможность быть в Союзе честно работающим и драматургам кино. А как Горький относится к этому?

Шумяцкий. Он - за прием драматургов кино в Союз.

Сталин. Ну, и хорошо. А сюжет этот из киножурнала устраните, неловко. Смеяться будут над легкомысленным отношением Юдина и других к приему членов в Союз.

Прощаясь сказал: "Не забудьте же".

14.VII.34.

И.В.Сталин смотрит кино - 2

Ночь с 8 на 9 ноября 1934 года (с 23 ч. 40 мин. по 03 ч. 51 мин.)

Ночью 8.XI, только что вернувшись с показа в редакции "Правды" фильма "Веселые ребята", председатель Госкино Шумяцкий получил звонок из секретариата т. Сталина о том, что И.В. Сталин с другими товарищами хочет в 23 ч. вновь смотреть картины, в том числе одну какую-либо классическую и снова "Чапаева" (в пятый раз) и новую хронику. Б.Шумяцкий ответил, что, хотя механики работали круглые сутки, попытается организовать.

После этого начались розыски механиков. Механики были найдены в 11 ч. 20 мин.

Через несколько минут пришли Иосиф Виссар., Вяч. Мих. [Молотов], Андрей Александр. [Жданов], Пол. Сем. [Жемчужина] и др.

Б.Шумяцкий сообщил, что из классических вещей он решил показать "Грозу", тем более что Иос. Вис. до сих пор еще не видел эту картину. К тому же показом этой картины, заявил Шумяцкий, он намерен указать, как в наших театрах иной раз затирают актеров. Алле Тарасовой, которая даже, по словам не любящего кино Станиславского, создала в фильме "образ, равному которого он не видел на сцене театров", сейчас не дают в МХАТе эту роль. Мотивы - ревность к кино.

И.В.Сталин смотрел "Грозу", все время бросал иронические реплики по адресу "безвольных людей", особенно Бориса. Он называл его "тряпкой". Все, мол, охает да охает. Таких только "в Сибирь", "в контору" разные дядюшки и гнали.

О Кудряше заявил: этот хорош. Знает, что хочет и ловко использует всякую возможность, чтобы по своему вылезти и выползти в люди.

О Варьке говорил - эта не пропадет.

О А.Тарасовой говорил, что играет прекрасно. И странно, что актрису, создавшую такой образ, МХАТ не занимает в новой театральной постановке "Грозы". Надо поговорить с руководителями театра.

И.В.Сталин далее заявил, что ему кто-то говорил о фильме "Гроза", что она насквозь мрачная картина. Такое определение неверно. Не картина мрачная, а то темное царство, которое она весьма ярко оттеняет. Фильм интересен и в другом отношении. Он воспроизводит эпоху и особенно нравы и облик людей, которых сейчас уже нет. Режиссер это делает с большим вкусом и мастерством. Однако хотелось бы ему указать - это чреcчур медленный разворот действия.

Б.Шумяцкий рассказал о режиссере В. Петрове, о том, что он сейчас готовится ставить "Петра 1-го".

И.В.Сталин бросил замечание, что тема весьма интересная, но трудная. Если над ней столь же добросовестно поработать, как над "Грозой", и ускорить ритм, то можно получить весьма большое произведение.

Б.Шумяцкий показал, как французы рекламируют "Грозу".

И.В.Сталин восторгался роскошью и изяществом рекламного проспекта и указал, что и мы должны начать так популяризовать наши киноленты. Уж не так много бумаги на это уйдет. Особенно надо это делать выпуском более легких вещей - художественно исполненных открыток. Это сильно привяжет к кино актеров. У нас их мало популяризуют.

В.Молотов согласился с этим и указал, что надо пробовать и у нас вводить культурный показ мастеров кино.

Б.Шумяцкий согласился с этими замечаниями и просил Молотова помочь их реализации, особенно когда начнутся разговоры, что "нет бумаги", или начнут давать на это чуть ли не оберточную.

Затем начали просмотр "Чапаева".

И.В.Сталин все время "вел" картину объяснениями. Видно было, что он принял и любит каждый ее образ.

Когда, например, появился актер Чирков в сцене двух мужиков, то И.В.Сталин заявил: вот смотрите, что значит актер на месте. Здесь он бесподобен, а тот же актер в роли воспитателя колонии ОГПУ в "Песне о счастье" выглядел чуть ли не болваном.

Б.Шумяцкий ответил, что правильный выбор амплуа, конечно, влияет на успех роли. Но что не меньшее влияние оказывает и умение режиссера работать с актером.

Когда лента закончилась, И.В.Сталин, В.М.Молотов и А.А.Жданов сошлись на одном мнении, что картина бесподобна и что смотреть ее - огромное удовольствие.

А.А.Жданов: Я впервые вижу ее в целом виде. Но должен присоединиться, что ни один фильм меня так не волновал, как этот.

Б.Шумяцкий напомнил, что все это надо учесть при решении вопроса о юбилее кино.

А.А.Жданов сообщил, что он ставит этот вопрос на Оргбюро и уже получил культпропу его подработать.

На основе записок Шумяцкого

И.В.Сталин смотрит кино - 3

НА ДВУКРАТНОМ ПРОСМОТРЕ "ЧАПАЕВА" и ХРОНИКИ с 20 ч. 10.XI.34г. до 2 часов утра 11.XI.1934 г.
В ПРОСМОТРЕ УЧАСТВУЕТ КИРОВ, КОТОРЫЙ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ БУДЕТ УБИТ.

Присутствовали до ужина: Иос. Виссар. Сталин, Серг. Мирон. Киров, Вяч. Мих. Молотов, после ужина - Иос. Вис., Серг. Мир., Вяч. Мих. и Полина Сем. Молотова, Андр. Александр. Жданов и Мих. Ив. Калинин.

И.В.Сталин перед началом первого в этот вечер показа "Чапаева" аттестовал ее Кирову как фильму, делающую погоду в искусстве. Спрашивал, видел ли он ее?

С.М.Киров ответил, что не видел.

Б.Шумяцкий указал, что С.М.Киров до сих пор не повернулся лицом к кино, хотя у него в Ленинграде делаются лучшие картины, как эта, как заканчивающаяся сейчас "Юность Максима",1 "Крестьяне" и др.

И.В.Сталин шутливо начал журить С.М. за невнимание к кино и указал, что кино у нас сейчас крепко растет. Оно уже дало такие выдающиеся картины, как "Встречный", "Челюскин", "Грозу", "Пышку", весьма веселую и очень бодро сделанную комедию "Веселые ребята". Указал далее, что хвалят также фильму "Три песни о Ленине", что он сам в прошлый раз, после поверхностного просмотра, ее похвалил, так как был увлечен прекрасно технически показанными кадрами о живом Ленине и о трагическом дне его похорон. Но, продумав фильм в целом, пришел к выводу, что в нем основное неверно: Ленин показывается только на среднеазиатском материале. Этим делается совершенно ошибочное ударение на то, что Ленин - вождь и знамя только Востока, только "вождь азиатов", что в корне ошибочно.

Спрашивает, как могли киноработники это упустить. Они ведь видели фильм не раз.

Б.Шумяцкий указывает, что этот упрек не может принять на себя, ибо сразу же с членами принимавшей фильм комиссии говорил об этом и солидаризировался с т. Рабичевым, до комиссии просмотревшим и возражавшим против такой направленности ленты. Но товарищи встали на другую точку зрения. Напоминает, что 2.XI, когда после показа этого фильма его сильно хвалили, отметил эти его отрицательные черты, указав, однако, что из-за этой значимости ленинского материала фильм стоит того, чтобы его показывать зрителю.

И.В.Сталин подтверждает, что Шумяцкий действительно в прошлый раз холодно отзывался о фильме.

И.В.Сталин (бращаясь к Кирову): "Вот тут говорят о твоих ленинградских фильмах, а ты их и не знаешь, не знаешь, какое у тебя таится там богатство, наверно никогда и не смотришь кино".

Б.Шумяцкий подтверждает, что С.М. не особенно балует одну из лучших кинофабрик Союза - Ленинградскую - своим вниманием. Несмотря на то, что живет буквально рядом, ни разу не был на ней и не смотрел там фильм.

С.М.Киров. Что верно, то верно. Все не удается.

Б.Шумяцкий взял слово с т. Кирова в ближайшее время посмотреть на Ленинградской фабрике ряд ее работ.

И.В.Сталин шутливо замечает: "Нет, ты забюрократился и поэтому даже фильм своей фабрики не смотришь".

С.М.Киров. А что вышло с "Аэроградом" Довженко, который он нам читал?

Б.Шумяцкий информирует о съемочной работе т. Довженко на Дальнем Востоке, откуда он только что вернулся, и справедливо жалуется на совершенно непонятное запрещение т. Гамарником снимать там главный материал его ленты - авиацию на фоне дальневосточного ландшафта (сопок).

И.В.Сталин. Как запретил?

Б.Шумяцкий Безапелляционно запретил.

И.В.Сталин. Вот странно. Японцы знают и хорошо наблюдают нашу авиацию, а показать ее в фильме запрещают. Это нелогично, это неправильно. Наоборот, если это необоснованное запрещение делалось из-за того, чтобы фильм не рассказал японцам чего-либо лишнего про нашу авиацию, то надо было поступить как раз наоборот - не смущаясь, показать через фильм, что нас на ДВ голыми руками не возьмешь, что мы там также готовы к обороне и ответному удару.

Спрашивает, как же дальше будет обстоять дело?

Б.Шумяцкий ответил, что вместо февраля 1935 г. фильм придется выпускать чуть ли не летом, ибо еще весною придется доснимать то, что было запрещено т. Гамарником.

И.В.Сталин Переговорите с Кл. Еф. Надо было сразу его втянуть в это дело. Почему вовремя Довженко об этом не сообщил.

Б.Шумяцкий. Верно, он и мы это прохлопали.

И.В.Сталин перевел разговор на картину Довженко "Иван",5 указав, что некоторые чудаки, боясь обвинений в бюрократизме, имеющем место в отдельных звеньях партаппарата, обвинили его и его ленту в поклепе. А на деле - этот режиссер образно, очень тонко и талантливо показал эти формы бюрократизма. У него так изображено: мать пострадавшего рабочего бежит в парторганизацию, но раньше, чем туда попасть, пробегает много дверей. Это было очень интересно и с большим смыслом показано. И вот людей эта критика, попадающая им не в бровь, а в глаз, обидела, и они давай резать и запрещать ленту. Шумяцкий нам об этом написал. Мы посмотрели и признали фильм вполне советским.

Б.Шумяцкий напоминает, что в это время покойный Скрыпник писал даже для "Украинского коммуниста" о Довженко и его фильме как о фашизме.

И.В.Сталин. Сам-то недалеко ушел. Довженко, несомненно, способный режиссер. А если будет настойчиво работать, может свой "Аэроград" сделать большой вещью. Надо только, чтобы он понял, что от него ждут.

В это время аппаратура была налажена и начался просмотр, во время которого все хвалили картину, режиссеров, актеров и особенно Бабочкина.

После просмотра И.В.Сталин пригласил нас всех на ужин. Когда мы пошли, то он (И.В.Сталин) на реплику т. Кирова: "а здорово научились делать картины", ответил: "Что верно, то верно. Одно только им (указал на меня) надо сейчас наладить - это свою промышленность. Без этого ничего не сделать. У них промышленность, изготовляющая аппаратуру и пленку, еще дохлая. А для развития кино - нужна мощная и новейшей техникой вооруженная".

Б.Шумяцкий подтвердил это и указал, что осуществление резолюции И.В. от 21.VI-с.г. дало бы это. Но подготовка осуществления этого идет медленно и прямо срывается. Например, Госплан привел контрольные цифры] капитальных вложений по кино на 1935 г. прямо в куриных цифрах - около 50 млн рублей вместо просимой нами тоже минимальной суммы - 92 млн рублей, считая 10 млн рублей средств хозорганов.

И.В.Сталин. Слышишь, Молотов, это не дело. Проследи сам.

И.В.Сталин уже за ужином спросил меня: "А как пресса отнеслась к "Чапаеву"?

Б.Шумяцкий "Правда" поместила положительную, хотя не энергичную оценку.6 "Известия" сегодня дали статью, в которой бочку медовых похвал разбавили ложкой дегтя. Рецензент явно ошибочно требует от нас усиления роли комиссара. Я считаю это критическим загибом.

И.В.Сталин. Как, как вы сказали?

Б.Шумяцкий повторил и указал о двух линиях давления на нас (кино) в трактовке этого образа.

В.М.Молотов подтвердил, что рецензия имеет именно тот смысл, что нужно над Чапаевым поднять Фурманова. Это правильно Шумяцкий назвал загибом.

И.В.Сталин. Кто же это писал в "Известиях"?

В.М.Молотов. Херсонский. Он часто по кино пишет.

И.В.Сталин. Ох, уж эти критики. Такие вещи пишутся неспроста. Они дезориентируют. Люди нашли очень правильные краски для создания образа комиссара. А их тянут в другую сторону. Надо, чтобы Мехлис основательно разобрал этот случай.

После этого И.В.Сталин сам пошел к телефону и переговорил об этом с т. Мехлисом. После сказал, что 12.XI появится статья в "Правде", дающая правильную ориентировку в этом вопросе. Надо, чтобы и критиков учили писать правильно, а не явно неправильные вещи, да еще о такой исключительно талантливой и с огромным тактом сделанной картине.

Б.Шумяцкий сообщил, что с т. Мехлисом, по его же предложению, мы сговорились о совместной работе по кино, ибо до сих пор у нас не было соответственной среды и помощи.

И.В.Сталин. Это хорошо. Сами только будьте активны. Ваши товарищи по работе должны в этом вам крепко помогать. Как они работают? Ведь я понимаю так, что вы больше работаете по картинам, и это правильно. Зато кто-то должен прямо вести все ваши механические и пленочные заводы.

Б.Шумяцкий дал характеристику работы Як. Эм. Чужина, как весьма надежного в смысле активности и последовательности работника. Охарактеризовал положительные черты В.Ф. Плетнева, Юкова, Котиева, Усиевича.

В.М.Молотов подтвердил положительной характеристикой и хорошо отозвался о Як. Эм., которого лично хорошо знает, и о Вал. Фед. (Плетневе), Грузе, о которых наслышан от Куйбышева, Рудзутака и Чубаря.

И.В.Сталин. А есть у вас крупные люди, чтобы строить заводы?

Б.Шумяцкий. По правде сказать, крупных организаторов-строителей для непосредственного ведения новых строек нет, да и для руководства рядом участков тоже.

И.В.Сталин. Войдите с этим в ЦК. Обсудим, дадим.

Далее шел длинный разговор о закрытии одного из театров, причем И.В.Сталин прямо заявил, что нельзя допускать закрытия кинотеатров.

А.А.Жданов напомнил, что Шумяцкий ставит вопрос о большой антифашистской фильме, которую просят его сделать английские друзья СССР.

Б.Шумяцкий подробно рассказал о предложении Монтегю, сделанном с расчетом на режиссера Эрмлера.

И.В.Сталин. Они, что же, нам заказывают.

Б.Шумяцкий. Да, но только без денег.

И.В.Сталин. А чем же участвуют?

Б.Шумяцкий. Людьми, актерами и добрыми советами и дадут большие каналы продвижения ленты.

И.В.Сталин. Надо подумать. Напомните.

Пошли и стали смотреть "Чапаева", причем И.В., стало быть, смотрел его в седьмой раз.

Просмотр шел с прежним успехом. Сильно хвалили Бабочкина, Кмита и Мясникову.

М.И.Калинин заявил, например, после просмотра, что ничего подобного по силе, по яркости и правдивости, чем этот фильм, он в искусстве не видел. Фильм так волнует, что о нем долго будешь помнить.

И.В.Сталин. Чем больше его смотришь, тем он кажется лучше, тем больше находишь в нем новых черт.

И.В.Сталин особенно реагировал на сцену Петьки с Чапаевым о качестве комиссара и на сцену мужиков "Уря", "Уря".

Во время просмотра хроники заговорил что-то о собрании в Экспериментальном театре.

Этот разговор дал мне основания поставить вопрос о намерениях московских организаций занимать кинотеатры под отчетные и перевыборные собрания. Я указал, что не допущу закрытия работы кино, ибо и без того 30% приходящих к кассам кино рабочих не попадают на сеансы, а тут еще хотят увеличить это число.

В.М.Молотов в ответ на это заявил: "Правильно сделаете".

В 2 часа утра 11.XI закончили просмотр.

На основании записок Шумяцкого

И.В.Сталин смотрит кино-4

КРАТКАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ с И.В.СТАЛИНЫМ и К.Е.ВОРОШИЛОВЫМ ПРИ ПРОСМОТРЕ ФИЛЬМОВ 15.XI.1934.

Для ознакомления с характером американских комических фильмов председатель Госкино Б.Шумяцкий показал Сталину ряд старых американских фильмов этого жанра.

И.В.Сталин указал, что все они плоские. Ни в одном из них нет изобретательности и выдумки, а есть легкое хихиканье. Сравнивая их с нашими фильмами, поражаешься разительной разнице. Выдумки "Веселых ребят" - огромное мастерство в этом плане, а главное мастерство искусства, в сочетании же с интересной музыкой ленты - тем более.

После этого смотрели "Чапаева" (девятый раз). Особенно отмечал игру актеров. После окончания задал вопрос, как двигается записка с его резолюцией.

Б.Шумяцкий ответил, что над ней работают, готовя проект постановления ЦК, три рабочие комиссии.

Попутно указал на крайнюю необходимость срочной отправки ряда специалистов и руководящих работников кино за границу для изучения дела и передового опыта организации производства и проката.

И.В.Сталин спросил, а как обстоит дело с начальником ГУКФ по части изучения этого опыта.

Б.Шумяцкий ответил, что был за границей на Венской выставке с 4-дневным заездом во Францию. Но надеется поехать и тщательно изучить дело.

И.В.Сталин. Надо не надеяться, а делать. Раньше, чем отправлять своих работников, Вам обязательно надо самому хорошо все, хотя бы основное, прощупать и, насколько я понимаю, не во Франции, а в Америке.

К.Е.Ворошилов напоминает, что Шумяцкий и на выставку отказывался ехать. Очевидно, думает, что у него в кино все уже изучено.

Б.Шумяцкий указывает, что меньше всего думает зазнайствоваться, тем более что нечем хвастаться, ибо техника наша кустарна.

К.Е.Ворошилов. Я это, чтобы раззадорить.

И.В.Сталин. Если серьезно браться за дело промышленности кино, надо раньше всего, чтобы Вы лично все посмотрели, чтобы не бродить в потемках. Потом поговорим и о посылке Ваших работников. Зимой мы Вас погоним за границу. А то Вы всегда говорите не о себе, а в третьем лице. Как у Вас с показом "Чапаева"? Во всех ли районах или, хотя бы, районных центрах показывается?

Б.Шумяцкий Нет. У нас всего около 400-500 звуковых экранов.

И.В.Сталин. Это значит свыше 2000 районов, центров не видят таких фильмов. Как же это так?

Б.Шумяцкий объясняет ход работ и организационное построение кинофикации; указывает, что с отделением этого дела от ГУКФ - за 1930, 1931 и 1932 гг. как-никак, а построившего свыше 70 больших новых кинотеатров, - совершенно их никто не строит. Только в УССР строят около 10.

И.В.Сталин. Нет, не ссылайтесь на объективные причины, а предложите, проведите что-нибудь такое, что в самые ближайшие декады, в крайнем случае, в месяц-полтора позволит показать ваши звуковые фильмы, особенно как "Чапаев", по крайней мере, во всех районных центрах. Дайте ЦК быстро такую записку, обещаю быстро рассмотреть.

Б.Шумяцкий обещал в ближайшие 2-3 дня проработанное предложение.

Кто-то из присутствующих на этом просмотре, в самом его конце, выразил сомнение, правильно ли показан в ленте "Чапаев" второй комиссар - Седов.

И.В.Сталин указал: Вполне правильно, что показан шляповатым, проспавшим нападение белых.


КРАТКАЯ ЗАПИСЬ ЗАМЕЧАНИЙ тт. СТАЛИНА ПОСЛЕ ШЕСТНАДЦАТОГО ПРОСМОТРА "ЧАПАЕВА" (20/XII с 22 ч. 30 м.)

Присутствовали: тт. Лаз. Моис. Каганович, Вяч. Михаил. Молотов, Анастас Иван. Микоян и Серго Орджоникидзе.

Тов. Cталин указал, что в интересной игре хорошо схвачена общая атмосфера боевого товарищества. В сценах Петьки с Чапаевым чувствуешь, как крепка спайка этих простых и вместе с тем больших людей. Названная черта пронизывает всю ленту. Отметил великолепную игру актера Назаренко (шкурник).

Сталин вместе с Ворошиловым указали на необходимость сократить два последних пассажа в ночном эпизоде Чапаева с Петькой о командовании и поставить точку на командовании фронтом, чтобы реплика "малость подучиться" относилась к фронту, а не к командованию "мировым масштабом". При этом Сталин заметил, что иначе нарушается основная линия правдивости - простота большого человека, в его характеристику врывается черта хвастливости. Это настойчиво рекомендовал исправить.

Сталин далее спросил, что сейчас делают режиссеры, начали ли новую работу.

Шумяцкий разъяснил, что они сейчас формулируют свою тему, а пока находятся в УССР на просмотре.

Сталин отметил, что нехорошо, что люди еще не включились в конкретную новую работу и чрезмерно предались разъездам, выступлениям на собраниях, газетным выступлениям. Надо знать меру. Иначе создается впечатление, что они предались внешней шумихе успеха. Я бы на их месте больше работал, предоставив заниматься картиной прокатным организациям. Это было бы лучше для них, и скорее бы шло дело. Иначе у нас часто бывало так, что шумиха совратила с пути не одного литератора, художника.

Шумяцкий указывает, что с Васильевыми этого не допускает. Да и ГУКФ в ближайшее время засадит их за работу.

На основе записок Шумяцкого.
10 ноября 1935 года Шумяцкий делает отметку, что Сталин посмотрел "Чапаева" 27-й раз!
Последняя запись Шумяцкого датирована 9 марта 1936 года. В этот день Сталин смотрел "Чапаева" в 38 раз.
В январе 1938 года Шумяцкого арестовали. В июле 1938 года он был расстрелян. Сколько еще раз смотрел "Чапаева" Сталин, мы теперь не узнаем.
Tags: iskusstvo, sssr
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments